Нажмите для выбора фона
Нажмите для выбора цвета текста
Размер шрифта:
А
А
Цвет сайта:
А
А
А

Закрыть

Езда на велосипеде

Езда на велосипеде – перемещение по наземной поверхности с использованием колесных транспортных средств – велосипедов, движимых мускульной силой человека через ножные педали или ручные рычаги.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ Эффект
Экипировка и оборудование
рекомендации при занятиях
Техника безопасности
историческая справка
ВЕЛОСПОРТ
Оздоровительный эффект

    - улучшение психологического состояния, работы сердечно-сосудистой, дыхательной и костно-мышечной систем, желудочно-кишечного тракта;

    - развитие физических качеств: выносливости, силы, координации, быстроты;

    - увеличение мышечной массы и снижение веса за счет уменьшения жирового компонента;

    - уменьшение риска сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, профилактика артрита;

    - укрепление иммунной системы;

    - повышение продолжительности и качества жизни;

    - нормализация сна;

    - повышение осознанности поведения, креативности, когнитивных и познавательных способностей;

    - повышение стрессоустойчивости.

Теория и методика велосипедного спорта: учебное пособие / М.М. Ковылин, А.А. Захаров, В.М. Максимова, Г.М. Мартынов и др. – РГУФКСМиТ, 2011. – 133 с.

Экипировка и оборудование

Велоэкипировка

    - велошлем. Велошлем обеспечивает защиту головы.

    - велокепка и бафф. В жаркое время года велокепки одевают под шлем для предотвращения стекания пота на лицо, в холодную погоду – бафф для сохранения тепла от макушки головы до плеч.

    - велотрусы, велошорты и велоштаны. Велосипедные трусы, шорты и штаны изготовляют из тянущейся ткани для свободы движений, они имеют мягкую подкладку в промежности – памперс, для уменьшения трения и отвода влаги. Велопамперс обладает амортизационными свойствами и бывает разной толщины, его выбор зависит от жесткости седла. Велоштаны утеплены, их одевают в холодное время года. Длина велошорт варьирует от коротких трусов, которые можно одеть под обычные спортивные штаны, до длинных велоштанов.

    - веломайка и велофутболка или джерси. Джерси отличаются от спортивных футболок наличием карманов сзади. Джерси с коротким рукавом или без него шьют из легкой ткани для катания в теплую погоду, с длинным рукавом – из более плотного материала для прохладной погоды.

    - велокуртка. Велосипедная куртка шьется из непромокаемого дышащего материала, летние модели представляют собой ветровки и дождевики, зимние – изготавливают из плотной ткани с флисовым покрытием внутри. Велокуртки отличаются от обычных наличием удлиненных рукавов и спины, чтобы не обнажать поясницу и запястья при езде на велосипеде. Велосипедная куртка из яркого светоотражающего материала помогает автомобилистам видеть едущего по шоссе человека на велосипеде. Во избежание возникновения лишнего сопротивления при движении, велокуртку следует подбирать по размеру.

    - велосипедные перчатки. Перчатки необходимы для сохранения рук в тепле, их защиты от мозолей и ударов, для лучшего хвата руля. У большинства велосипедных перчаток на ладони имеется влагопоглощающая махровая ткань, чтобы вытирать пот, и глеевые вставки для амортизации. Летом популярны перчатки с короткими пальцами, весной и осенью – с длинными, для зимнего катания – варежки или лобстеры.

    - велосипедные носки. Для предотвращения образования волдырей и натертостей, сохранения сухости ног, носки изготавливают из полиэстера или нейлона.

    - велосипедная обувь. Велотуфли имеет жесткую подошву для лучшей отдачи энергии при кручении педалей, они бывают с плоской подошвой, подходящей для обычных педалей, бывают с шипами на подошве для встегивания в педали. В шоссейных туфлях шип выступает за пределы подошвы, что затрудняет ходьбу в них, для горных велосипедов шип на подошве утоплен и не мешает при ходьбе.

    - велосипедные бахилы. Бахилы носят поверх велотуфель, их выполняют из водонепроницаемых материалов, чтобы туфли оставались сухими и чистыми. Зимой они сохраняют ноги в тепле.

    - велосипедные очки. Велосипедные очки защищают глаза от солнца, насекомых, ветра и пыли. Очки могут быть со сменными линзами под разное время суток, могут иметь фотохромные линзы, которые подстраиваются под погодные условия.

Дополнительное снаряжение:

    - велокомпьютер, отражающий расстояние, время и текущую/среднюю скорость;

    - велозамок - защищает велосипед от угона;

    - велосумка на раму, под седло или на багажник. В велосумку можно убрать ремкомплект и небольшой запас еды, при дальних поездках в велосумки убирают весь необходимый во время путешествия багаж;

    - передние и задние велофонари для безопасности на дороге в темное время суток;

    - насос и велоаптечка, куда входят запасная камера, клей, заплатки и другие инструменты для ремонта поврежденной камеры;

    - мультитул с ключами для необходимой регулировки велосипеда (например, изменение высоты седла);

    - флягодержатель и бутылка с водой либо изотоником.

Велоэкипировка создает удобство велосипедисту и не является обязательным атрибутом для катания на велосипеде.

Классификации велосипедов

Городской велосипед или ситибайк, дорожный велосипед. Городские велосипеды предназначены для поездок на работу и прогулок по парку. Свойства городского велосипеда: тяжелый, комфортный, есть багажник или корзинка, передние и задние крылья, защита цепи, широкое седло, одна скорость или планетарная втулка, ригидная вилка, вертикальная или почти вертикальная посадка, подножка. Этот вид оптимален для коротких поездок по городу в любую погоду и в любой одежде. Ситибайкам характерна неприхотливость в обслуживании. Данный тип очень распространен в качестве основного транспортного средства.

Велосипед гибрид или гибрид, кроссовый велосипед. Виды таких велосипедов весьма разнообразны, они объединяют свойства горного, шоссейного и городского велосипеда. В общих чертах это упрощенный горный велосипед, приспособленный для езды по асфальту. Более легкие и высокие рамы, вилки с небольшим ходом, тормоза дисковые или V-brake. Колеса 28 дюймов, протектор умеренно агрессивный, чтобы сохранять устойчивость на грунте и хорошо катить по асфальту. Многие дополняют свой велосипед крыльями, багажником, рогами и другими аксессуарами.

Велосипед туринг или туристический велосипед. Данные типы велосипедов предназначены для туризма по асфальтовым дорогам. Внешне напоминает шоссейный тип за счет руля барана. У туринга есть ряд отличий: материал рамы сталь, алюминий, хромоль или титан, передний и задний багажник с расчетом на большой вес, жесткая стальная вилка, прочные и надежные колеса, трансмиссия с внедорожным расчетом, хорошая защита от грязи, мощная светотехника. Поскольку этот тип велосипеда рассчитан на преодоление больших расстояний с багажом, то в нем надежность важнее веса.

Складной велосипед. Предназначен для передвижения по городу. За счет небольших колес велосипед легко складывается. Скорость, комфорт и управляемость держатся на среднем уровне из-за компактности.

Велосипеды разного назначения: детский велосипед, женские велосипеды, грузовые велосипеды и велосипеды-прицепы, электровелосипед, велосипед тандем, велосипед Лигерад, уницикл, чопперы и круизеры.

Детский велосипед. Детские велосипеды могут быть двухколесными, трехколесными и четырехколесными (два дополнительных боковых колеса). Чаще всего имеют одну скорость и ножной тормоз. Некоторые производители комплектуют детские велосипеды многоскоростной трансмиссией и тормозами разного типа.

Женские велосипеды. Велосипеды для девушек отличаются конструкцией. Различия проявляются в геометрии рамы – сокращено расстояние между седлом и рулем. Сидения учитывают особенности женской анатомии. Существуют горные, шоссейные, городские и многие другие типы велосипедов, созданные специально для девушек.

Грузовые велосипеды и велосипеды-прицепы. Велосипеды предназначены для транспортировки грузов. Грузовые чаще всего сделаны как трехколесные и имеют сзади большую корзину. Велосипеды прицепы представляют собой конструкцию, с помощью которой можно сделать тандем: тот, кто сидит спереди отвечает за направление, а тот, кто крутит педали на прицепе за скорость передвижения.

Электровелосипед. Это тип велосипеда, который подразумевает наличие электродвигателя. Производители выпускают модели с самым разным дизайном и запасом хода.

Велосипед тандем. Тандем – это велосипед, на котором могут ехать одновременно два человека. За переключение скоростей и рулевое управление отвечает сидящий спереди. Сидящий сзади крутит педали и любуется пейзажем. Традиционное тандемы используются для езды по асфальту, некоторые производители также выпускают внедорожные модели.

Велосипед Лигерад. Лежачий велосипед. Спина ездока размещается на специальном лежаке. Лигерады обладают хорошей скоростью разгона, высокой маневренностью, на них можно ехать долго и совершенно не уставать. Единственной их слабостью являются подъемы.

Уницикл или моноцикл. Велосипед с одним колесом, над которым сидит человек. Унициклы могут быть трюковыми, горными и дорожными.

Чопперы и круизеры. Велосипеды для городских прогулок. От классических моделей они отличаются необычным дизайном и посадкой. Часто такие модели именуются «растабайками». Они подходят для неспешной поездки. На них можно ездить долго и не уставать, благодаря очень комфортной посадке и широкому седлу.

Внедорожные велосипеды: горный велосипед, велосипед двухподвес, фэтбайк.

Горный велосипед. Другие его названия: MTB, ATB, mountain-bike, хардтейл, сикстер, найнер. По назначению этот тип можно разделить на велосипеды для даунхилла, фрирайда, дерта, стрита, кросс-кантри. Это самый популярный и распространенный вид велосипеда. Предназначен для езды по бездорожью. Велосипедисты используют горные велосипеды для езды повсюду, от бездорожья до идеально ровного шоссе. Для горного велосипеда характерна массивная прочная рама, колеса с широкими покрышками и зубастым протектором, амортизационная вилка, большое количество передач, тормоза ободные или дисковые. Под конкретные задачи горный велосипед комплектуется по-разному, все зависит от того, хотите вы кататься по проселочным дорогам или участвовать в соревнованиях, преодолевая сложные препятствия.

Велосипед двухподвес. По сути это горный велосипед, но на таком велосипеде амортизация присутствует как на переднем, так и на заднем колесе. Задняя амортизация гораздо сложнее передней (вилки). Каждый производитель стремится создать свою собственную уникальную разработку задней подвески. Условно их можно разделить на два вида: четырехрычажные подвески и однорычажные подвески.

Фэтбайк. Велосипед с толстыми покрышками. По части геометрии рамы и посадке схож с горным велосипедом. Отличается повышенной проходимостью. Способен с легкостью преодолевать такие сложные поверхности, как рыхлый песок, снег, грязь. Ширина покрышек составляет 3,5-5 дюймов, давление в них держится на уровне 0,2-2 атмосферы. Фэтбайки подходят для развлечений, туризма по глухим местам.

Спортивные велосипеды: шоссейные велосипеды, циклокроссовые велосипеды, велосипед для триала и фристайла, трековый велосипед, разделочный велосипед.

Шоссейные велосипеды или роудбайк, гоночный велосипед. Велосипед предназначен для шоссейных велогонок, ему характерны: легкий вес, руль баран, узкие покрышки (слики).

Циклокроссовые велосипеды. Внешне похожи на шоссейные велосипеды, этот тип велосипеда адаптирован для быстрой езды по бездорожью. Отличается более прочной рамой и слегка измененной посадкой, покрышки зубастые, тормоза кантилеверные или дисковые. Данные тип велосипеда предназначен для велокроссовых гонок по бездорожью, вместе с этим, его можно использовать в качестве универсального велосипеда для езды повсюду. Можно установить крылья или багажник. Циклокросс во время гонок часто приходится носить на плече, поэтому их делают максимально легкими.

Велосипед для триала и фристайла. Велосипеды типа BMX и триал. Триальные модели легко узнать, у них длинные, низкие и легкие рамы, нет седла, вынос длинный, руль широкий. Задняя покрышка зачастую толще передней. Все это позволяет держать баланс на заднем колесе и выполнять сложные спортивные трюки. Велосипед типа BMX имеют низкую раму. Колеса 20 дюймов. На оси крепятся специальные трубки (пеги).

Трековый велосипед. Вид велосипеда, предназначенный для гонок на треке. На нем отсутствует трансмиссия и тормоза. Колесо связано с педалями, поэтому свободного хода нет. Крутятся педали – крутится и колесо. Руль баран – для достижения спортивной посадки. Это самый легкий из всех велосипедов.

Разделочный велосипед. Это подвид шоссейного велосипеда, применяется в гонках с раздельным стартом, популярен в триатлоне. Тут идет упор на аэродинамичность. Узкие колеса, руль с лежаком, геометрия рамы направлена на максимальную обтекаемость воздухом.

рекомендации при занятиях

Подбор велосипеда

    - Положение руля. Вилка руля в виде бараньих рогов встречается на шоссейных велосипедах и предполагает движение на большой скорости, например, по трассе. Такая посадка дает лучшие аэродинамические показатели, однако к ней необходимо привыкнуть. Для ежедневного катания по городу или пересеченной местности необходимо выбирать руль обычного прямого или прогулочного вида (высокий руль). Такой вариант позволяет лучшее управление велосипедом за счет удобного хвата;

    - Рулевые ручки: их толщина должна быть комфортной;

    - Ширина руля. Если руки не слишком длинные, то широкая рулевая вилка не подходит;

    - Высота сиденья. Посадка на среднем уровне и выше позволяет мышцам ног распрямляться при педалировании. Такой вариант подойдет для спортивного катания: он равномерно распределяет нагрузку на мышцы ног. Второй вариант предполагает заниженную посадку, в которой нога не распрямляется до конца. С велосипеда в этом случае легче слезать, что особенно комфортно для начинающих. Посадка свойственна прогулочным моделям и чопперам, применяется также в агрессивных видах велоспорта: даунхилле и фрирайде, для исполнения трюков BMX;

    - Определить удобное положение нетрудно, для этого необходимо опереться ногой на педаль, прижимая пятку. Если при этом нога находится в комфортном положении, не слишком согнута, но и не тянется, посадка физиологична;

    - Седло должно быть установлено горизонтально – так не будет нарушаться кровоток в области таза. Опираться на седло необходимо не ягодицами, а седалищными костями. Правильно подобранное седло не вызывает дискомфорта при катании на нем;

    - Комфортный уровень высоты седла может меняться в зависимости от уровня мастерства. Если для новичков удобно заниженное положение седла, то при переходе к уверенному катанию, можно добавить пару сантиметров. При сиденье важным правилом является касание пальцами ног земли. Если поставить раму велосипеда между ног, необходимо, чтобы оставался зазор хотя бы в несколько сантиметров между промежностью и рамой. Это снизит травмоопасность при случайном соскоке с седла;

    - Настройка и регулировка велосипеда. Раз в 2-3 недели следует проверять давление в шинах. При катании на асфальте выбирайте большее давление, но не перекачивайте шины. Слишком высокое давление приведет к перегреву колес при катании по горячему асфальту на большой скорости. Перекаченные колеса быстрее изнашиваются и могут лопнуть в самый неподходящий момент. Слишком низкое давление в шинах добавит «вязкости» велосипеду и снизит его скорость;

    - При катании на пересеченной местности выбирайте среднее давление. Колеса должны слегка прогибаться под весом велосипедиста. Также необходимо вовремя настраивать амортизаторы. На горных моделях, как правило, имеется опция для настройки переднего механизма. При катании на асфальте можно заблокировать вилку для снижения потерь энергии. Вилку блокируют и при выполнении некоторых сложных элементов агрессивного катания во избежание падений;

    - Перед началом катания важно проверить исправность всех элементов велосипеда, особенно передач и тормозов.

Техника педалирования

    Основное движение при катании на велосипеде – это кручение педалей. За среднюю тренировку байкер прокручивает педали несколько тысяч раз. Конечно же, именно колени первыми принимают на себя нагрузку в случае неправильной техники.

    Основным показателем при езде на велосипеде является каденс. Он представляет собой частоту вращения педалей. Каденс определяется индивидуально, исходя из навыков велосипедиста и вида тренировки.

    Ступни при педалировании располагаются строго параллельно друг другу: носки не заваливаются внутрь и не смотрят наружу. Стояние на педалях используется лишь эпизодически в агрессивных видах спорта или на спортивных гонках.

Основные правила по выбору каденса

    Средняя нагрузка явятся самой полезней для организма, поэтому при длительных тренировках отдайте предпочтение стабильному уровню нагрузки на ноги, особенно при катании на дальние расстояния. В этом поможет трансмиссия.

    Изучите работу систему переключения скоростей и подбирайте оптимальную передачу при подъеме в гору, на спуске, при катании по ровной дороге. Педали должны вращаться легким нажатием, «топтание» на них допустимо лишь в кратковременных случаях и совсем противопоказано при проблемах с суставами. Вращение должно быть непрерывным и плавным. Оптимальным является каденс около 80 оборотов в минуту (можно легко подсчитать этот параметр путем наблюдения за тем, сколько раз одна нога достигает самого высокого положения).

Техника езды на велосипеде: общие правила

    Активно пользуйтесь трансмиссией и подбирайте нужную скорость в зависимости от показателей дороги и вашего самочувствия. «Тяжелая передача» увеличит скорость езды, однако и ездить на ней сложнее. Она подойдет для разгона на ровном асфальте. После достижения необходимого уровня скорости поддерживать ее следует на меньшей передаче.

    Избегайте неровного дыхания, а также дыхания через рот. Повышайте нагрузку постепенно.

    Следите за состоянием организма и за сигналами вашего тела. Если где-то появляется дискомфорт, возможно, пришло время отрегулировать посадку.

    Научитесь плавному торможению. Прекратите вращение педалей, аккуратно начните нажимать на тормозные рычаги, плавно снижая скорость. Помните, что торможение одним только передним тормозом способно привести к падению, особенно на большой скорости или при съезде со склона. Пользуйтесь, при наличии, задним тормозом, дополняя его передним.

Теория и методика велосипедного спорта: учебное пособие / М.М. Ковылин, А.А. Захаров, В.М. Максимова, Г.М. Мартынов и др. – РГУФКСМиТ, 2011. – 133 с.

Правильная техника езды на велосипеде: советы для эффективного и безопасного катания. – URL: https://kakvelo.ru/sovety/novichkam/pravilnaya-texnika-ezdy-na-velosipede-sovety-dlya-effektivnogo-i-bezopasnogo-kataniya.html

Техника безопасности

Рекомендации для минимизации травматизма:

перед выездом велосипедист обязан проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации» и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения;

запрещено движение велосипеда, у которого есть неисправности рабочей тормозной системы или рулевого управления;

водитель перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой;

при выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, помехи другим участникам дорожного движения;

сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в сторону левая рука, либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх, опущенная вниз левая рука означает остановку;

сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх;

сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой;

велосипедист должен подавать сигналы поворота перед началом движения, перестроением, поворотом и остановкой. Поскольку световыми указателями поворота велосипеды не оборудуются, сигналы необходимо подавать рукой. Во время подачи сигнала поворота нельзя, во-первых, нажимать на ручку тормоза, во-вторых, въезжать в ямы;

надевайте шлем при езде на велосипеде. Использование шлема защитит от травм головы. Шлем должен соответствовать стандартам безопасности и быть удобным;

рекомендуется надевать защитные очки и специальную велоодежду;

не слушайте плеер или радиоприемник через наушники во время езды. Это отвлекает от происходящего на дороге, что может быть очень опасно;

участник движения, управляющий транспортным средством, обязан выполнять все требования правил дорожного движения, подчиняться сигналам светофоров, требованиям дорожной разметки, дорожных знаков. Всегда контролируйте скорость движения. Скорость движения должна зависеть от состояния дороги и опыта велосипедиста;

держитесь правой стороны дороги, никогда не пользуйтесь полосой встречного движения;

не катайтесь вдвоем на велосипеде (геометрия рамы которого и компоненты не предназначены для удвоенной нагрузки);

всегда внимательно следите за дорогой: рытвины, решетки водостока, мягкие и глубокие обочины могут стать причиной аварий и, как следствие, травм. Преодолевать железнодорожное полотно или решетки водостока нужно осторожно, направляя велосипед под углом 90°;

на автодорогах нужно быть особенно внимательным. Нельзя забывать о том, что велосипедисты менее заметны на дороге, чем автомобили и мотоциклисты. Использование габаритных сигналов, звонков и велоодежды со специальными отражающими полосками снизит возможность опасных ситуаций на дороге;

соблюдайте необходимую для остановки дистанцию до подвижного или неподвижного объекта;

не следует ездить, не придерживая руль руками. Лучше использовать грипсы (ручки на руле), которые помогут предотвратить потерю управления велосипедом даже при малейших неровностях дорог;

следует избегать использования предметов, свободно свисающих с руля – они могут попасть в спицы или спровоцировать непрогнозируемый поворот руля;

несколько велосипедистов должны двигаться в колонну по одному;

не следует ездить на велосипеде после приема медикаментов, нарушающих координацию движений или влияющих на скорость реакции;

категорически запрещается цепляться за любое проезжающее мимо транспортное средство – это опасно;

не стоит демонстрировать другим свою «ловкость» и ездить на велосипеде, держась за руль одной рукой или совсем «без рук»;

будьте предельно внимательны, так как не все участники дорожного движения обладают большим опытом и хорошо знают правила движения велосипедов.

Велосипед – основные правила безопасности. – URL: http://life.mosmetod.ru/index.php/item/velosiped-osnovnye-pravila-bezopasnosti

историческая справка

Название «велосипед» произошло от двух латинских слов «velocis» – быстрый, скорый и «pes (pedis)» – стопа, что в дословном переводе на русский язык означает «быстрая стопа».

В России движущийся экипаж появился во второй половине ХVIII века. Первую самобеглую коляску изобрел крепостной крестьянин Леонтий Шамшуренков из деревни Большепольской Яранского уезда Казанской губернии. В 1751 г. он обратился в сенат с описанием своего изобретения и в 1752 г. по указу сената была построена «самобеглая коляска», которая приводилась в движение двумя людьми и развивала скорость до 15 км/час. Несколько позже идея создания самоходной коляски увлекла другого изобретателя И.П. Кулибина. Его знаменитая «самокатка» была построена в 1791 г. Это была трехколесная карета с сидением для двух пассажиров. За сидением помещался человек, приводивший ее в движение с помощью педалей. К сожалению, в России в те времена не существовало патентного права, поэтому изобретения наших умельцев не получили мирового признания. На Западе велосипед впервые появился в 1808 г. В Париже была сделана деревянная машина, состоящая из двух колес и стержня, человек сидел верхом на ней и мог двигаться только прямо, попеременно отталкиваясь от земли ногами. В 1817 г. Карл фон Дрейс получил патент в Германии на изобретение якобы «первого» в мире велосипеда. Его велосипед был сделан из дерева, имел управляемое переднее колесо, но еще без шатунов и педалей. Человек передвигался на нем, отталкиваясь ногами от земли, машину назвали «дрезиной».

Металлическая рама на Западе появилась лишь в 1839 г. Дальше усовершенствование велосипеда шло очень быстро. В 1855 г. появились тормоза, в 1867 г. англичанин Мадизон и американец Канельс изобрели проволочные спицы. В 1869 г. в Англии Трефц предложил крепить шатуны на каретке, а другой изобретатель Сержан впервые оборудовал велосипед цепной передачей. В конце 1870-х годов появляются более совершенные и легкие велосипеды с колесами разной величины, названные «пауками». Настоящий переворот в совершенствовании велосипеда произошел в 1885 г., когда шотландским ветеринаром Денлопом была изобретена и применена полая пневматическая шина. В 1879 году Д. Старлей (Англия) модернизировал геометрию конструкции велосипедов. Колеса были одинаковые, имели спицы, цепь шла на заднее колесо, три ведомые шестерни и переключатель. В России этот переключатель назывался «Супер Чемпион». Тем самым велосипед приобрел почти современный вид. В Москве первые велосипеды были замечены в начале 1860-х годов. Доподлинно известно, что, приблизительно, в 1865 г. самокат, изготовленный из железа местным кузнецом, появился в Останкине, в усадьбе графов Шереметевых. В Санкт-Петербурге велосипеды появились в 1860 г. в аристократической среде. Это были двухколесные «костотрясы», изготовленные из дерева и металла, такое название они получили из-за жесткости колес и отсутствия амортизации. Катались на них только в закрытых манежах, езда по городу в то время была категорически запрещена. Во второй половине ХIХ столетия в России стало стремительно увеличиваться число поклонников нового способа передвижения. В те годы велосипед стоил около 300-400 рублей, поэтому купить его могли лишь состоятельные люди: аристократы, промышленники и купцы. Любители велосипедного спорта организовывались в кружки, клубы, общества, которые сыграли большую роль в становлении и развитии велосипедного спорта в России. В 1880 г. в Петербурге было создано первое общество велосипедистов, но устав Санкт-Петербургского общества велосипедистов – любителей (СПбОВЛ) был принят только 5 декабря 1884 года.

Московское общество велосипедистов – любителей (МОВЛ) было утверждено 31 марта 1884 г., организатором объединения и автором устава стал Юлий Иванович Блок, московский коммерсант, спортивный деятель и заядлый велосипедист. Второй значимой организацией велосипедистов Москвы был Клуб велосипедистов – любителей (МКВЛ), основанный 19 мая 1888 года. Петербургские кружки и общества любителей велосипедного спорта вели острую спортивную конкуренцию с Московскими клубами и задавали тон в велосипедном спорте страны. Первая велогонка в России на 1,5 версты состоялась 24 июля 1883 г. на ипподроме Московского общества охотников конского бега на Ходынском поле, собравшая около 25000 зрителей. Все спортсмены ехали на высоких велосипедах – «Пауках» по земляной утрамбованной дорожке без виражей. Победителем стал Ю. Блок с результатом 3 минуты 38 секунд. Вначале состязания проводились на ипподромах и шоссе. В дальнейшем на средства велосипедных Обществ и крупных предпринимателей были выстроены циклодромы (треки). В 1891 г. цементный трек был построен в Москве, на Ходынском поле, а к 1895 г. уже во многих городах России имелись свои циклодромы.

В истории развития русского велосипедного спорта большую роль сыграли всероссийские чемпионаты. Первый чемпионат прошел в 1891 г. на только что выстроенном циклодроме на дистанцию 7, 5 версты. Первым чемпионом России стал москвич Г. Девис, получивший звание «первого ездока России». В 1893, 1894, 1895 гг. звание первого ездока России завоевал М. Дьяков из Петербурга. В 1896 г. он выиграл гонку на чемпионате в Англии, в этом же году установил рекорд мира на дистанциях 2 и 5 миль и вплотную приблизил рекорд мира в гонке на 1 час к 40 км. В 1897 г. в Копенгагене на первенстве мира в гонках на 100 км с лидерами-квадруплетистами занял второе место. Это были первые успехи русских велосипедистов на мировой арене. С конца первого десятилетия ХХ века группа молодых московских велосипедистов – Н. Струнников, Ф. Борисов, П. Степанов, инициировали создание новой спортивной организации любителей велосипедного спорта. Они с энтузиазмом проводили шоссейные гонки, по подписке собирали деньги на призы. В 1917 г. в Туле был разыгран последний чемпионат старой России по треку, собравший всего несколько спортсменов. Звание Чемпиона завоевал москвич М. Бойтлер (Гарден). К концу года прекратили свою деятельность все клубы и общества Российской империи. Революция 1917 года открыла трудящимся широкий доступ к занятиям всеми видами физических упражнений, в том числе и велосипедным спортом. Уже в 1918 г. состоялось Первенство Центральной России по треку в г. Туле. В этом же году была проведена гонка Москва – Тверь – Москва. В последующие три года в Туле разыгрывались первенства РСФСР в гонках по треку. Впервые чемпионат СССР по велосипедному спорту был проведен в 1923 г. на московском ипподроме. В нем участвовали 80 велосипедистов из разных городов страны, первыми чемпионами СССР стали В. Ипполитов и Г. Козлов, тогда же чемпионат СССР на шоссе выиграл И. Лепетов. С 1924 г. в чемпионат СССР по треку был включен спринт для женщин, звание чемпионки СССР завоевала москвичка Б. Левинштадт. Историческое постановление ЦК ВКП(б) от 13 июля 1925 г. «О развитии спорта в нашей стране» способствовало росту массовости и в велосипедном спорте, а также улучшению качества выпускаемых велосипедов. С каждым годом количество соревнований росло. В эти же годы была утверждена первая спортивная классификация по шоссе и треку, разработаны нормативы присвоения спортивных званий: мастер спорта, I II III спортивных разрядов.

C 1927 г. женщины стали принимать участие в гонках по шоссе, первой чемпионкой РСФСР на 10 км стала москвичка А. Граве. В 1936 г. были созданы добровольные спортивные общества, которые имели особое значение в развитии велоспорта. Начиная с 1936 г., регулярно проводились первенства СССР по шоссе, кроссу и треку, велотуры по республикам. В августе 1937 г. был дан старт первой Всесоюзной многодневной велогонке. Ее маршрут пролегал по РСФСР, УССР, БССР и составлял 2509 км. Победителем среди участников на гоночных велосипедах стал одессит М. Рыбальченко, а на дорожных В. Букреев. В послевоенный период в велосипедном спорте изменился характер гонок. Если в довоенные годы, в основном, проводились индивидуальные гонки, то в дальнейшем большой популярностью стали пользоваться групповые и командные соревнования: улучшилась техника педалирования и владения велосипедом, повысилась скорость. Велосипедный спорт приобрел большую популярность и среди сельской молодежи. Одним из престижнейших состязаний в Европе считалась Велогонка Мира, которая впервые была проведена в 1948 г. по дорогам Польши, ГДР и Чехословакии. Спортсмены СССР впервые участвовали в Велогонке Мира в 1954 г. Гонщики СССР семь раз выходили победителями в командном зачете – в 1956, 1958, 1959, 1961, 1962, 1965, и 1966 гг. Впервые велосипедисты нашей страны приняли участие в Олимпийских играх 1912 г. До этого в декабре 1910 г. по инициативе спортсменов Петербурга состоялось совещание представителей петербургских и московских обществ, на котором был создан оргкомитет по подготовке русских велосипедистов к Олимпийским играм в Стокгольме. В мае 1912 г. на шоссе под Ригой в соревнованиях на 315 верст были отобраны 12 велосипедистов в сборную команду России для участия в Играх. Но дебют русских велосипедистов был неудачным. Долгие годы наши спортсмены были лишены возможности состязаться на Олимпийских играх. Лишь в апреле 1951 года был создан Олимпийский комитет СССР, положивший начало Олимпийскому движению в нашей стране. Дальнейшему развитию велосипедного спорта в нашей стране способствовало решение об участии советских спортсменов в Олимпийских Играх 1952 г. в г. Хельсинки.

Первая большая победа на Олимпиадах связана с именем заслуженного мастера спорта СССР Виктора Арсеньевича Капитонова. На Играх 1960 г. в условиях сильнейшей жары он выиграл олимпийское золото в групповой гонке на шоссе. На этой же Олимпиаде, Р. Варгашкин был третьим в гонке на 1 км с места, а В. Леонов и Б. Васильев завоевали бронзовые медали в гонке на тандемах. В 1900 г. был основан Международный союз велосипедистов (фр. Union Cycliste Internationale, UCI), который является одним из старейших международных спортивных объединений. На конгрессе в Сан-Себастьяне в 1965 г. в составе UCI образовалось две независимые федерации: Международная любительская федерация велосипедного спорта (FIAC) и Международная федерация профессионального велосипедного спорта (FICP). В 1952 г. Федерация велоспорта СССР была принята в Международный союз велосипедистов. В том же году председатель Федерации велоспорта СССР А. Куприянов был избран членом руководящего комитета UCI, в 1965 г. его избрали вице-президентом, и занимал он этот пост до 1977 г. В 1977 г. на конгрессе UCI председатель Федерации велосипедного спорта СССР В.С. Сысоев абсолютным большинством голосов был избран вице – президентом Международной федерации велосипедистов – любителей (FIAC), а в 1982 г. – стал президентом FIAC. Начиная с 1992 г., деление UCI на любительскую и профессиональную федерации было признано нецелесообразным и был создан единый руководящий орган UCI. На данный момент UCI объединяет 174 Национальные федерации, а руководителем UCI является Давид Лапартьен. В 1968 г. конгресс UCI обратился в Международный Олимпийский комитет с просьбой включить женский велоспорт в программу Олимпийских игр. И только в 1980 г. женщинам разрешили выступать на Олимпиаде в гонках на шоссе, но это случилось лишь в 1984 г. на Играх в Лос-Анджелесе. С 1988 г. женщины получили право состязаться на Олимпийских Играх в спринте и гонке преследования на треке.

Список рекомендуемой литературы:

1. Теория и методика велосипедного спорта: учебное пособие / М.М. Ковылин, А.А. Захаров, В.М. Максимова, Г.М. Мартынов и др. – РГУФКСМиТ, 2011. – 133 с.

2. Правильная техника езды на велосипеде: советы для эффективного и безопасного катания. – URL: https://kakvelo.ru/sovety/novichkam/pravilnaya-texnika-ezdy-na-velosipede-sovety-dlya-effektivnogo-i-bezopasnogo-kataniya.html

3. Велосипед – основные правила безопасности. – URL: http://life.mosmetod.ru/index.php/item/velosiped-osnovnye-pravila-bezopasnosti

4. История велоспорта. – URL: https://worldvelosport.com/velosport/istoriya-velosporta

5. Федерация велосипедного спорта России. История велоспорта. – URL: https://fvsr.ru/historyvelo

6. едерация велосипедного спорта России. История велоспорта. – URL: https://fvsr.ru/historyvelo

7. Основные правила велосипедных гонок. – URL: https://aktsport.ru/velosiped/osnovnyie-pravila-velosipednyih-gonok

История велоспорта. – URL: https://worldvelosport.com/velosport/istoriya-velosporta Федерация велосипедного спорта России. История велоспорта. – URL: https://fvsr.ru/historyvelo

ВЕЛОСПОРТ

Дисциплины велоспорта

-Принято выделять шоссейный велоспорт, трековый, велокросс, горный велоспорт и ВМХ. Шоссейный велоспорт включает олимпийские виды (групповая и индивидуальная гонки), и неолимпийские виды (командная гонка, многодневная гонка, гонка в гору (горный тур), критериум, парная гонка). Виды трекового велоспорта: спринт – гонка на треке на два или три круга, в которой принимают участие от двух до четырех гонщиков. Победителем в каждом конкретном заезде считается тот, кто первым пересек финишную черту, командный спринт, индивидуальная гонка преследования, командная гонка преследования, гонка по очкам, гит (индивидуальный заезд на 1 км, 500 м или 200 м), мэдисон (парная гонка), кейрин, скрэтч (групповая гонка), омниум (многоборье), гонка на выбывание. Среди велокросса выделяют групповую гонку и гонку с индивидуальным стартом.

-Горный велоспорт: кросс-кантри XC (Олимпийский кросс-кантри: XCO, марафонский кросс-кантри: XCM, кросс-кантри по дистанции от одного пункта до другого: XCP (от одного пункта до другого), кросс-кантри по короткой кольцевой трассе: XCC (критериум), кросс-кантри гонка на время: XCT (гонка на время), кросс-кантри командная эстафета: XCR (командная эстафета), кросс-кантри многодневная гонка: XCS (многодневная гонка), кросс-кантри елиминатор: XCE. Спринт в несколько этапов с выбыванием), скоростной спуск (даунхилл), скоростной подъем (апхилл), байкер-кросс, свободная езда (фрирайд). ВМХ состоит из BMX-рейс, BMX-дерт, BMX-верт, флэтленда.

Общие правила велосипедных гонок

В велоспорте существует несколько основных дисциплин: шоссе, трек, горные гонки, BMX. В каждой дисциплине свои правила соревнований.

1. Шоссе

     Шоссейные – гонки, для которых используются дороги. Маршруты таких гонок очень длинные. Иные заезды проходят по нескольку дней. Общие правила: - дорога, по которой едут спортсмены, должна обладать твердым покрытием. Это необязательно должен быть асфальт. Правилами не запрещено передвижение по гравию, брусчатке и даже дорогам с большими дефектами покрытия; - дорога, по которой едут спортсмены, должна проходить по пересеченной местности.

    Индивидуальная. Этот вид гонки подразумевает раздельный старт участников. Важно не то, кто приедет к финишу первым, а то, кто потратит на дорогу наименьшее количество времени. Согласно правилам, первыми стартуют менее результативные спортсмены и те участники, которые недавно пришли в спорт. Завершают соревнования самые быстрые велосипедисты.

    Круговой критериум. Эти шоссейные гонки предполагают, что участники едут по круговому маршруту, проложенному через городские улицы. Согласно правилам, после определенного количества круговых проездов судьи начинают давать очки за проезд промежуточных финишей. Побеждает тот спортсмен, который по итогам заезда набирает самое большое количество очков.

    В несколько этапов. Такой спорт предполагает, что самый быстрый велосипедист будет выбираться в несколько этапов. Сначала проводится индивидуальный заезд, затем групповой. Согласно правилам, победителем считается тот участник, чье суммарное время проездов оказывается самым маленьким. Минимальный срок проведения такой гонки на велосипедах – два дня. Но знаменитый заезд Тур де Франс, например, проходит в течение трех недель.

2. Трек

    Такие гонки на велосипедах проводят на территории стадионов. В отличие от шоссейного типа трековый спорт предполагает наличие твердого и ровного покрытия, велодорожки делаются под углом. На прямых участках градус наклона невелик и практически незаметен. На поворотах наклон может достигать 42 градусов.

    Виды трековых гонок зависят от типов заездов: командные и индивидуальные, с раздельным стартом или одновременным, спринт и преследование, спорт может оцениваться в баллах или по времени, старт может даваться с движения или с места. Общая протяженность гонок варьирует от 500 метров до 50 километров.

3. Горные гонки

    Соревнования предполагают поездку по горной местности. Этот спорт считается экстремальным, он ассоциируется со специальными горными велосипедами, которые называют маунтинбайками. У них массивная прочная рама, широкие, устойчивые колеса и иногда наличествуют целых два амортизатора – на вилке и на заднем колесе. Такие велосипеды называют двухподвесами. В этом виде спорта существует несколько дисциплин.

    Марафон. По правилам в таком соревновании может принять участие любой желающий, прошедший процесс регистрации. Дистанция таких заездов, как правило, не бывает меньше ста километров.

    Кросс. Заезд проводится по пересеченной местности. Маршрут строится вкруговую. Общая его длина достигает пяти километров или большего расстояния.

    Даунхилл. Этот спорт предполагает движение по трассе. По правилам спортсмены во время заездов должны преодолевать естественные препятствия.

4. BMX

    Экстремальный спорт или велосипедный мотокросс. Для него создают специальные велосипеды, непохожие на прочие гоночные модели. У них крепкая рама и широкие шины, повышающие устойчивость и проходимость снаряда. Такие гонки проводятся на специальных велотреках, располагающих различными неровностями. Сама гонка неразрывно связана с покорением небольших высот и прыжками.

    В классическом BMX запрещены трюки. Они не только ставят под угрозу общую безопасность состязаний, но и порой отнимают драгоценные секунды у спортсменов. Зато существует отдельное направление мотокросса, называемое стрит-рейсингом. В нем трюки не только разрешены, но и идут в общий зачет квалификации каждого участника состязаний.

Федерация велосипедного спорта России. История велоспорта. – URL: https://fvsr.ru/historyvelo

Основные правила велосипедных гонок. – URL: https://aktsport.ru/velosiped/osnovnyie-pravila-velosipednyih-gonok

Сформируйте программу занятий и получите практико-ориентированные рекомендации

Информация, размещенная на портале носит рекомендательный характер. До начала выполнения упражнений и рекомендаций, размещенных на портале, необходима консультация врача и иных специалистов. Разработчики и администрация портала не несут ответственности за причинение вреда жизни и здоровью граждан вследствие самостоятельного выполнения упражнений и рекомендаций, размещенных на портале.

Я подтверждаю, что вышеуказанная информация мною прочитана и понята