Нажмите для выбора фона
Нажмите для выбора цвета текста
Размер шрифта:
А
А
Цвет сайта:
А
А
А

Закрыть

Подвижные игры

Подвижные игры – это: вид двигательной активности, который развивает необходимые умения и навыки человека-силу, выносливость, ловкость, координацию движений, гибкость, быстроту; это средство приобретения элементарных движений детей в ходьбе, беге, прыжках, метаниях, лазания, мелкой моторики рук и пальцев, ориентировки в пространстве, равновесия и их сочетаний.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ Эффект
Экипировка и оборудование
рекомендации при занятиях
Техника безопасности
историческая справка
Классификация подвижных игр
Оздоровительный эффект

    Подвижные игры оказывают благоприятное влияние на сердечно-сосудистую, мышечную, дыхательную и другие системы организма, на формирование правильной осанки детей и подростков, учащейся молодежи.

    Подвижные игры эмоциональны. Эмоциональное состояние характеризуется усиленным выделением гормона адреналина, повышением мышечной деятельности, активизацией, деятельности центральной нервной системы.

    Проведение подвижных игр на свежем воздухе зимой и летом содействуют закаливанию детей.

Экипировка и оборудование

Для успешного освоения подвижных игр, комфортного ощущения во время занятий важно подобрать правильную экипировку и подготовить оборудование и место проведения игр.

Лицам, занимающимися подвижными играми необходимо иметь спортивную форму: футболку или майку, спортивные шорты (если занятия проводятся в зале), панаму, бейсболку (если игры проводятся на свежем воздухе) в летний период. Спортивный костюм, термобелье, не утепленную куртку, носки, шапку, шарф, перчатки в зимнее время года. Покрой одежды – свободный, не стесняющий движений. Для проведения подвижных игр подойдет спортивная обувь с эластичной амортизирующей подошвой. Обувь должна хорошо сидеть на ноге и не скользить на покрытии площадки.

Стандартный набор для подвижных игр/развлечений в спортивном зале:

кубики, флажки, гимнастические палки, цветные повязки, мячи, обручи, скакалки разных размеров, булавы или кегли, ленты, мешочки, конусы, гимн. скамейка, наклонная гимнастическая скамейка, шведская стенка, переносное оборудование (лестница- стремянка, горка-скат, мостик-качалка), физ. приспособления, которые можно подвесить, навесить, приставить (специальные крючки, защелки), дополнительные физкультурные приспособления в виде зрительных ориентиров (плоские дорожки, геометрические фигуры), игровые детали (рули, нагрудные знаки), разные комплексы (домики, заборчики, дорожки), перестановки в различном пространственном расположении, музыкальное сопровождение.

Стандартный набор для подвижных игр/развлечений на свежем воздухе:

Кубики, флажки, гимнастические палки, цветные повязки, мячи, обручи, скакалки разных размеров, булавы или кегли, ленты, мешочки, конусы +природный материал: шишки, желуди, лужайки, тропы, листья, каштаны, снежки, заснеженные горки, музыкальное сопровождение.

Необходимо заранее подготовить нужный инвентарь: флажки, конусы, обручи, скакалки, гимнастические палки разных размеров, цветные повязки, мячи, булавы, ленты, мягкие пирамиды, гимнастические маты, кубики и т.д. Инвентарь должен быть красочным, ярким и заметным в игре (особенно важно для младших детей). Перед игрой необходимо сделать разметку, если она нужна для проведения игры. Линии границ должны быть ярко очерчены и быть намечены не ближе 3 м. от стен и снарядов. Для проведения игр на улице необходимо подобрать зеленую площадку, снять дерн. Площадку лучше всего наметить прямоугольной формы, шириной не менее 8 м и длиной не менее 12 м. Если намеченная игра требует дополнительных линий, их надо прочертить, если площадка земляная, или отметить линии с боков флажками, ветками или другими предметами. Зимой площадку следует очистить от снега, утрамбовать и окружить снежным валом. Для некоторых игр можно подготовить постоянные места. Перед проведением игр на местности Вам необходимо ознакомиться с местностью, на которой будет проводиться игра, и заранее наметить условленные границы для игры.

При проведении игр в помещении надо предусмотреть, чтобы не было посторонних предметов, мешающих движениям играющих. Спортивные снаряды (брусья, перекладину, конь, козел) необходимо убрать в подсобное помещение. Проверить надежность установки и крепления стоек и перекладин футбольных ворот, баскетбольных щитов и другого спортивного оборудования. Если снаряды нельзя убрать из зала, то надо поставить их у короткой стены, оградить скамейками, сетками или другими предметами. Оконные стекла и лампы закрыть сетками. Перед проведением игр помещение надо проветрить, протереть пол влажной тряпкой.

рекомендации при занятиях

Перед занятиями подвижными играми желательно выбрать группу, соответствующую своему уровню физической подготовленности.

Всегда проводите разминку (вводную часть занятия) перед основной частью урока по подвижным играм с целью подготовки мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем к предстоящей нагрузке.

В конце занятия снизьте темп движения, ваша ЧСС снизится, после основной части тренировки рекомендуется провести заминку (заключительную часть занятия). Ваш пульс и частота дыхания придут в норму. Сделайте несколько (6-8 упражнений) на растяжку.

Рекомендуется постепенно усложнять условия проведения подвижных игр. Занятия в группе следует проводить в безветренную хорошую погоду на открытой площадке с ровным резиновым покрытием, в случае дождя, ветра, палящего солнца желательно заниматься в спортивном зале с определенной влажностью и температурой воздуха. С увеличением опыта возможно проведение подвижных игр на небольших валах площадок, безопасных неровностях и природных препятствий с целью улучшения адаптации организма в непривычных условиях и т. д.

Не рекомендуется набирать максимальный объем в каждой неделе (микроцикле) занятий. Максимальный объем двигательной нагрузки, соответствующий вашему уровню подготовленности, может быть достигнут через 2-4 месяца постоянных занятий и выполнен не во всех, а в нескольких микроциклах (неделях).

Результаты занятий зависят от их регулярности, перерывы 4-5 дней и более между занятиями снижают эффект предыдущих занятий.

Составляя план занятий на месяц, включайте 2-3 новые подвижные игры.

Следите за ЧСС. При уровнях подготовленности «начальный» и «средний» ЧСС не должна выходить за рекомендованные значения, при «продвинутом» уровне подготовленности в тяжелых условиях тренировки ЧСС на короткое время может выходить за допустимый диапазон.

помните, что прежде всего внедрение новых игр с различной вариацией должно приносить удовольствие от занятий.

Подвижные игры: учебное пособие: / О.С. Шалаев, В.Ф. Мишенькина, Ю.Н. Эртман, Е.Ю. Ковыршина; Сибирский государственный университет физической культуры и спорта. – Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2019. – 159 с.: табл., ил. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=573661

Техника безопасности

Рекомендации для минимизации травматизма:

Техника безопасности на занятиях по подвижным играм в спортивном зале и летом на открытом воздухе.

Для игр требуется много места и ровная спортивная площадка.

Чтобы не заболеть, одеваться нужно по комфортной температуре воздуха в спортивном зале и по погоде. В прохладную погоду на улице одежда должна защищать от ветра, а на солнце надо надевать кепку или панамку. В пасмурную погоду необходимо заниматься в спортивном зале.

Спортивная форма и обувь должны быть удобными, не мешать движениям и подходить по размеру.

Следует использовать исправный спортивный инвентарь.

Необходимо строго соблюдать правила и уважать партнёров по игре. Нельзя толкаться и хватать за одежду. Если кто-то устал или плохо себя чувствует, следует выйти из игры или обратиться за первой медицинской помощью.

Лучшим способом избежать травм является предварительная разминка. С её помощью мы можем «разогреться» и подготовить организм к дальнейшим упражнениям.

Строго выполнять правила подвижных игр.

При падениях необходимо сгруппироваться во избежание получения травмы.

Внимательно слушать и выполнять команды ответственного на занятии.

Техника безопасности на занятиях по подвижным играм зимой на открытом воздухе.

Не допускать:

     - обморожение, переохлаждение или перегревание собственного организма;

     - намокание спортивной одежды, обуви;

Оградить от воздействия следующих опасных факторов, характерных для зимнего периода:

     - травмы во время игр на не очищенных от снега, льда площадках;

     - травмы от падающих с крыш сосулек, свисающих глыб снега в период оттепели;

     - падение с горок, в случаях отсутствия страховки ответственного на занятии (обеспечить контроль и непосредственную страховку во время скатывания с горки, лазании, спрыгивания с возвышенности, спортивного оборудования, метания);

     - травмирование: торчащими из земли металлическими или деревянными стойками предметов, невысокими пеньками на площадках для подвижных игр, уколы битым стеклом, сучками на деревьях, кустарниках, занозы от палок, досок.;

     - травмирование ног: при наличии ямок и выбоин на участке;

     - травмы при скольжении по ледяной дорожке;

     - травмы, ушибы во время игр на мокрой и скользкой площадке;

     - травмы, ушибы при катании на ногах с ледяных горок, на санках, во время перемещения в гололедицу по скользким дорожкам, наружным ступенькам, площадкам, не очищенным от снега, льда и не посыпанным песком;

     - травмы от прикосновения в морозный день к металлическим конструкциям открытыми частями тела (лицом, руками, языком, губами).

историческая справка

Ученые утверждают, что истоки подвижных игр заложены в первобытнообщинном строе, однако сведений мало о происхождении игр. Лишь в 30-е годы XX столетия появились специальные исследования Маргарет Мид, посвященные детям племени Новой Гвинеи, в которых имеются материалы об образе жизни детей и их играх. Е. А. Покровский утверждал, что игры во все времена были у всех народов. Многие из игр представляли образ жизни народа. Множество игр разных народов имели большое сходство, например игры с мячом, в кости и т. д.

Справедливо также мнение Н. С. Воловик о том, что древних игр имели не развлекательное, а практическое значение. Действиями игры и словами песни люди пытались обеспечить себе будущий успех в предстоящих работах. Древняя игра есть магический ритуал, в котором желаемое изображается как действительное, настоящее воплощается в будущее. Поскольку человек зависел от природы, и основным предметом изображения в игровых песнях стал животный и растительный мир. Уже в наиболее ранних этнографических и географических описаниях русских путешественников имеются указания на приучение маленьких детей к выполнению трудовых обязанностей и включение их в производительный труд взрослых. Так, Г. Новицкий в описании остяцкого народа (относящемся к 1715 г.) писал, что во всех играх общим являлись ловля птиц, рыбы, охота на зверя. Дети, чтобы прокормиться, учились стрелять из лука, ловить птиц и рыбу.

Занятость матерей и раннее включение детей в труд взрослых приводили к тому, что в первобытном обществе не существовало резкой грани между взрослыми и детьми, и дети очень рано становились самостоятельными. При усложнении средств и способов труда и при его перераспределении происходило естественное изменение участия детей в различных видах труда. А. Н. Рейнсон - Правин писал, что совсем крошечные «кукольные» лыжи редко можно было встретить в игрушках детей народов Севера. В них нет надобности, поскольку ребенок получает лыжи сразу, как только научится ходить. Дети устраивали лыжные состязания, на лыжах проводились многие охотничьи игры.

Д.Б. Эльконин описал появление элементов игровой ситуации: нож и топор, лук и стрелы, удочки, иголки и тому подобные орудия являются орудиями, овладение которыми необходимо для того, чтобы ребенок мог принять участие в труде взрослых. Дети, конечно, не могли самостоятельно открыть способы употребления этих орудий труда, взрослые учили их этому. Так, например, маленький эвенк, будущий охотник, учился владеть луком и стрелами не в лесу, а участвуя в настоящей охоте вместе со взрослыми. Дети учились накидывать аркан или стрелять из лука сначала на неподвижном предмете, затем постепенно переходили на стрельбу по движущимся целям и лишь после этого к охоте на птиц и зверьков. Овладевая способами использования орудий труда и приобретая при этом необходимые для участия в труде взрослых способности, дети постепенно включались в производительный труд взрослых. Происходила условность ситуации, в которой реализовывалось упражнение. Пенек, торчащий на поляне, не настоящий зверь, а цель, в которую стреляет мальчик, не настоящая птица. Осуществляя действие с уменьшенными орудиями труда, ребенок производил действие, сходное с тем, которое производит взрослый, и, следовательно, что он сравнивал или отождествлял себя со взрослым охотником, со своим отцом или старшим братом.

Интересные исследования по вопросу происхождения игры проведены Н. Филитисом. Он считал, что еще не так давно большой популярностью пользовалась теория отдыха, принятая Гутс - Мутсом, Лацарусом и Шаллером. По этой теории, игры существовали для того, чтобы ребенок отдыхал в привычных, радостных, легких, не требующих большой затраты сил, упражнениях, позволяющих восстановить силы, необходимые для поддержания жизни. Игра — это отдых от серьезной работы для восстановления сил. Согласно теории, развитой К. Гроссом, игры служат средством для упражнения различных физических и психических сил. Если наблюдать за играми молодых животных и за играми детей, то этот факт выступает с полной ясностью: игры всюду служат средством для упражнения и развития органов движения, органов чувств — особенно зрения, — а в то же время и для развития внимания, наблюдательности, мышления.

Развитие подвижных игр в России.

О появлении подвижной игры П. Ф. Каптерев свидетельствует: прежде всего нужно помнить, что игра — явление широкое; играют не только дети, но и взрослые; играют не только люди, но и животные. Молодые животные — щенки, котята, медвежата — так же страстно любят игру, как и наши дети: она доставляет им не менее удовольствия, чем детям. П. Ф. Каптерев полагает, что вся деятельность людей вытекает из источников двух родов: естественно-органических и социально-культурных. Человек — сложный организм, состоящий из многих органов со своеобразными отправлениями. Каждый орган требует соответственной деятельности. Неудовлетворение этого требования влечет за собой расстройство и разрушение всего организма. Естественные запросы деятельности человека просты и удовлетворяются сравнительно легко, но социально-культурные потребности сложны и удовлетворяются с трудом. Так, например, органический запрос на пищу и питье, а вместе с тем и на деятельность сравнительно невелик и оставляет неизрасходованными много сил. Однако социально-культурные потребности по отношению к тем же предметам весьма значительны и требуют от человека изнуряющего труда, не оставляя ему ни времени, ни энергии для приятной деятельности.

Дети гораздо больше живут естественно-органическими потребностями, чем социально-культурными. К последним их приучают путем воспитания. До совершеннолетия дети обеспечиваются во всех своих потребностях, иначе они не могли нормально развиваться. В результате у детей остается масса свободных сил и энергии, которая не расходуется на труд по удовлетворению потребностей. Эти силы и энергия требуют выхода, побуждают к деятельности, вызывают разнообразные упражнения. Эта детская деятельность носит характер игры, т.е. непосредственно приятной деятельности.

Воспитательная и художественная ценности подвижной игры сохранились до настоящего времени. Основатель российской системы физического воспитания П.Ф.Лесгафт отводил подвижной игре большое место. Определяя игру как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни, П. Ф. Лесгафт отмечал, что в игровой самостоятельной двигательной деятельности развивается инициатива, воспитываются нравственные качества ребенка. П.Ф. Лесгафт указывал на наличие в подвижной игре определенной цели. Форма игры должна отвечать цели. Действия в игре должны соответствовать умениям ребенка управлять собой и вызывать «возвышающее чувство удовлетворения». Движения, используемые в игре, предварительно усваиваются ребенком в систематических упражнениях. Автор рекомендовал постепенно усложнять содержание и правила игры. Для этого создаются новые упражнения, условия, действия, т.е. вводятся варианты игр. Использование разнообразных игровых вариантов позволяли повторять знакомые ребенку действия с более повышенными требованиями и способствовали сохранению у него интереса к игре.

Игра осуществляется путем самоуправления. Распределение ролей и действий Лесгафт предоставляет играющим. При этом он уделяет значительное внимание соблюдению правил игры. П.Ф.Лесгафт рассматривал подвижные игры как средство разностороннего воспитания личности ребенка, развития у него честности, правдивости, выдержки, самообладания, товарищества. Он рекомендовал воспользоваться играми, чтобы научить ребенка владеть собой, «сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучить таким образом подчинять свои действия сознанию». По утверждению П.Ф. Лесгафта, систематическое проведение подвижных игр развивает у ребенка умение управлять своими движениями, дисциплинирует его тело. Благодаря игре ребенок учится действовать ловко, целесообразно, быстро; выполнять правила, ценить товарищество.

Список рекомендуемой литературы:

1. Григорьев, О. А. Организация физкультурно-оздоровительной работы в детском оздоровительном лагере: учебное пособие для вузов / О. А. Григорьев, Е. А. Стеблецов. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 261 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12478-1. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/496193

2. Макаров Ю.М. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Подвижные игры: - М.: Academia, 2018. - 240 c.

3. Покровский, Е. А. Детские игры / Е. А. Покровский. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 420 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-11990-9. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт. — URL: https://urait.ru/bcode/496160

4. Смолин, Ю.В. Организация и проведение соревнований и подвижных игр : учебно-методическое пособие / Ю.В. Смолин ; ФГБОУ ВО«Челябинский государственный институт культуры», Кафедра физической культуры. - Челябинск : ЧГИК, 2016. - 56 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=492647.

5. Подвижные игры: учебное пособие: / О.С. Шалаев, В.Ф. Мишенькина, Ю.Н. Эртман, Е.Ю. Ковыршина; Сибирский государственный университет физической культуры и спорта. – Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2019. – 159 с.: табл., ил. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=573661

Классификация подвижных игр

Командные виды физической активности с мячом отличаются друг от друга размерами площадки, типом покрытия площадки, формой, размером, формой и весом мяча, способом перемещения мяча по площадке, типом и размерами ворот, правилами игры, историей возникновения.

Различают 3 основные группы игр:

— творческие;

— подвижные;

— спортивные.

Отличительной особенностью творческих игр является наличие в них плана, сюжета, самостоятельно создаваемых коллективом играющих. Занимающиеся в таких играх строят и конструируют.

Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для подвижной игры характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные ее сюжетом. Действия частично ограничиваются правилами, направленными на преодоление различных трудностей на пути к достижению поставленной цели. В практике используются коллективные и индивидуальные подвижные игры, а также, игры, направленные к спортивной деятельности.

Коллективные подвижные игры – это игры, в которых одновременно участвуют как небольшие группы участников, так и целые классы или спортивные секции, в некоторых случаях, большее количество играющих.

Индивидуальные (одиночные) подвижные игры создаются и организуются самими занимающимися. В таких играх каждый может намечать свои планы, устанавливать интересные для себя условия и правила, а по желанию, изменять их.

Игры, подводящие к спортивной деятельности- систематически организуемые подвижные игры, требующие устойчивых условий проведения и способствующие успешному овладению учащимися элементами спортивной техники и простейшими тактическими действиями в отдельных видах спорта.

Педагогическая классификация подвижных игр.

С целью проведения любой подвижной игры необходимо руководствовать ее квалификацией.

Подвижные игры делят на элементарные и сложные. Элементарные в свою очередь делят на сюжетные и бессюжетные, игры-забавы, аттракционы.

Сюжетные игры

имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни (трудовые действия людей, движение транспорта, движения и повадки животных, птиц и т. д.), игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет занимающийся. Правила обусловливают начало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры. Подчинение правилам обязательно для всех.

Сюжетные подвижные игры

преимущественно коллективные (небольшими группами и всей группой). Игры этого вида используются во всех возрастных группах, но особенно они популярны в младшем дошкольном, школьном возрасте.

Бессюжетные подвижные игры

типа ловишек, перебежек («Ловишки», «Перебежки») не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетным наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от занимающихся большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве. К бессюжетным относятся также игры с использованием предметов (кегли, серсо, кольцеброс, бабки, «Школа мяча» и др.). Двигательные задания в этих играх требуют определенных условий, поэтому они проводятся с небольшими группами детей (двое, трое и т. д.). Правила в таких играх направлены на порядок расстановки предметов, пользования ими, очередность действий играющих. В этих играх наблюдаются элементы соревнования с целью достижения лучших результатов.

В играх-забавах, аттракционах

двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования, при этом несколько занимающихся выполняют двигательные задания (бег в мешках, перенос настольного теннисного мяча на ложке, носка тарелочки на голове, переправа через различные препятствия и др.), остальные занимающиеся являются зрителями. На праздниках проводятся массовые игры с музыкальным сопровождением. Игры -аттракционы способствуют организации занимающихся на праздниках. Примеры: «Маскировка в колоннах», «Шишки, желуди, орехи», «Птицы и клетка», «Музыкальные змейки», «Посадка овощей».

К сложным играм относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей). В дошкольном возрасте используются элементы этих игр, и дети играют по упрощенным правилам.

Подвижные игры различаются и по их двигательному содержанию: игры с бегом, прыжками, метанием и др. По степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий, различают игры большой, средней и малой подвижности. К играм большой подвижности относятся те, в которых одновременно участвует вся группа занимающихся и построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки. Играми средней подвижности называют такие, в которых тоже активно участвует вся группа, но характер движений, играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движение выполняется подгруппами. В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна.

Григорьев, О. А. Организация физкультурно-оздоровительной работы в детском оздоровительном лагере: учебное пособие для вузов / О. А. Григорьев, Е. А. Стеблецов. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 261 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12478-1. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/496193

Макаров Ю.М. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Подвижные игры: - М.: Academia, 2018. - 240 c.

Покровский, Е. А. Детские игры / Е. А. Покровский. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 420 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-11990-9. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт. — URL: https://urait.ru/bcode/496160

Смолин, Ю.В. Организация и проведение соревнований и подвижных игр : учебно-методическое пособие / Ю.В. Смолин ; ФГБОУ ВО«Челябинский государственный институт культуры», Кафедра физической культуры. - Челябинск : ЧГИК, 2016. - 56 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=492647.

Сформируйте программу занятий и получите практико-ориентированные рекомендации

Информация, размещенная на портале носит рекомендательный характер. До начала выполнения упражнений и рекомендаций, размещенных на портале, необходима консультация врача и иных специалистов. Разработчики и администрация портала не несут ответственности за причинение вреда жизни и здоровью граждан вследствие самостоятельного выполнения упражнений и рекомендаций, размещенных на портале.

Я подтверждаю, что вышеуказанная информация мною прочитана и понята